
Хотя бы один раз в жизни это должен увидеть каждый. Я имею в виду египетские пирамиды.
В Гизу мы приехали из близлежащего Каира. Честно говоря, нам показалось, что Каир
и Гиза это один и тот же город. Но гид уверил нас, что мы ошибаемся. Вот это Каир, а это Гиза. Что между ними общего? Действительно – что?
Пирамиды видны издалека. Поэтому окрестности почти не замечаешь – все смотрят только на пирамиды. А автобус между тем катится по живописным кварталам Каира… Или уже Гизы?
Тяжёлая машина заворачивает в какой-то переулок, поднимается на гору. Останавливается перед пропускным пунктом. Забор, можно сказать, отсутствует. При желании условную загородку можно и обойти. Но все туристы, в том числе и местные, проходят через пропускной пункт. Идём и мы…
Вдруг потянул тёплый ветерок. Мы закурили, но тут же затушили сигареты. Вдруг поняли – в храме курим. Нельзя, нехорошо.
Прямо перед нами возвышался огромный колосс пирамиды Хефрена. Вблизи пирамида напоминала хаотичное нагромождение камней. Но стоило лишь поднять голову… И ещё – одним взглядом её не охватить. Приходится крутить головой. И это немного… пугает.
Мы двинулись разом в разные стороны. Я в одну, Лена – в другую. Потом поняли, что расходимся, повернули обратно. И едва ни столкнулись. Я смотрел в её растерянные глаза и сам ничего не понимал. Что с нами происходит?
Оглянулись (про автобус даже не вспомнили). И побрели вперёд. Туда – к пирамиде…
От этого наваждения нас пробудил сигнал автобуса. Мы отпрянули в сторону. Машина
с мягким придыханием затормозила. Распахнулась передняя дверь. Наш гид, египтянин, который превосходно изъяснялся по-русски, посмотрел на нас внимательно и сказал: «Я был здесь сотни раз. И всегда со мной… такое». В его голосе не было и намека на улыбку.
Потом автобус тронулся и нагнал ещё одного из наших. Это был актёр Михаил Росляков из театра «ГЛАС», что на Малой Ордынке. Миша шёл энергично размахивая руками и ничего вокруг не замечал. Водитель посигналил и ему. Туристы засмеялись.
Потом машину поставили на стоянку. И мы снова вышли к пирамидам. И нас, и Мишу окружили торговцы сувенирами. Отбиться у нас не получилось. Настырность торговцев была щедро вознаграждена…
Мы сидели на огромном блоке, лежащем у подножия пирамиды Хеопса. Поверхность камня была отполирована человеческими руками. Я прикасался к тому, к чему прикасались миллионы рук до меня и к чему будут прикасаться миллионы рук после меня.
Мне захотелось поднять какой-нибудь камушек и сунуть его в карман – на память. Но я этого не сделал. Мелкие камни здесь рассыпаны специально, для туристов. Настоящие только вот эти гигантские блоки. И – сами усыпальницы.
Мы обошли всё, что могли обойти. Накупили всякой сувенирной всячины. Спустились к Сфинксу. За Сфинксом на пологой плоской горе возвышались пирамиды…
Затем было много интересного. Но из головы не шли пирамиды. Величественные,
гигантские, рукотворные памятники древней истории.
Они и сейчас передо мной – на фотографиях, которых я, оказывается, отснял более трёх сотен (сам не заметил). В виде стоящих на рабочем столе примитивных статуэток, которые смахивают на наших матрёшек. И в моей памяти - вот этим внезапным полуобмороком-полупрозрением.
Они жили совсем недавно – каких-то 50 поколений назад… Пусть 100, если считать продолжительность жизни поколения в 50 полных лет. Но и это очень и очень рядом.
Как мы ещё молоды. И как наивны. Считаем себя высшими существами, которых создала Природа. Умеем строить. Но ещё лучше научились разрушать…
Когда думаешь о Великих пирамидах, понимаешь, что жизнь после этого путешествия разделилась на «до» и «после». И что-то с тобой произошло, чему ты никак не можешь подыскать определения.
Хотя бы раз в жизни это должен увидеть каждый.
Николай Надеждин
Фото: Shutterstock Images LLC
Показать все комментарии Добавить комментарий