Загадка сфинкса

Рассказывают, что однажды великий город Фивы поразили сразу две беды. Царь Фив был убит каким-то неизвестным, а около города, на горе Сфингионе поселился страшный Сфинкс, порождение Тифона и Ехидны. Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, туловищем громадного льва, с лапами, вооруженными острыми львиными когтями, и с громадными крыльями. Боги решили, что Сфинкс до тех пор останется у Фив, пока кто-нибудь не разрешит его загадку. Эту загадку поведали Сфинксу музы.
Всех путников, проходивших мимо, заставлял Сфинкс отгадывать загадку, но никто не мог этого сделать, и люди гибли мучительной смертью в железных объятиях Сфинкса. Многие доблестные фиванцы пытались спасти Фивы от Сфинкса, но все они погибли.
Великое уныние царило в Фивах, когда в город пришел из Коринфа путник. Звали его Эдип. Видя горе горожан, Эдип решил избавить их от беды.
Пришел Эдип к Сфинксу, и тот предложил ему свою загадку:
— Скажи мне: кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на Земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время.
Эдип тотчас ответил:
— Это человек! Когда он мал, когда еще лишь утро его жизни, он слаб и медленно ползает на четвереньках. Днем, то есть в зрелом возрасте, он ходит на двух ногах, а вечером, то есть в старости, он становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль; тогда он ходит на трех ногах.
Разрешил Эдип загадку Сфинкса. А Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море.
Так Эдип освободил Фивы от чудовища и, когда возвратился в город, фиванцы провозгласили его царем.
Почему Эдип сумел победить Сфинкса? Да потому что, в отличие от всех остальных, сумел выйти за границы обыденного, однозначного мышления, отказался от привычного способа рассуждений, с необычной точки зрения посмотрел на проблему.
Все это — особенности творческого мышления.
Для проверки творческого мышления попробуй решить три задачи.
Первая задача. Как с помощью одной палочки, лежащей на столе, построить треугольник?
Вторая задача. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?
Третья задача. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка, в которой может поместиться только один человек. Как им переправиться на другой берег?
Прежде чем заглядывать в конец книги, стоит еще подумать над этими задачами. Они требуют прежде всего необычного подхода.
Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение. Он способен видеть окружающие его предметы под необычным углом зрения, выявлять скрытые от наблюдения стороны этих предметов, обнаруживать новые способы их применения. Кроме того, творческий человек способен успешно действовать в неопределенной ситуации.
Если развивать только логику мышления, оно не станет по-настоящему творческим. Основа творческого мышления — интуиция.
Слово «интуиция» в переводе с латинского языка означает созерцание, видение, получение результата с помощью зрения. И действительно, интуитивные действия мы часто выражаем словами «блеснула мысль», «сверкнула идея», «снизошло озарение», «прозрение истины», «увидел решение».
Современной науке пока мало известно о том, что же такое интуиция, каков ее механизм. Главное, что известно: интуитивное решение приходит к человеку как бы помимо логики, бессознательно; интуитивно полученный результат почти всегда оказывается правильным и является ключевым для решения определенной задачи.
Интуитивное решение достигается как бы без предварительного рассуждения, без логического вывода, «вдруг», внезапно. Возникает предчувствие приближения значимого решения, и оно словно вспыхивает в мозгу. Но чтобы время от времени на человека снисходило озарение, необходима подготовка ума, требуется накапливать и перерабатывать знания, опыт. Интуитивные решения не приходят к тем людям, которые умственно мало работают. «Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов», — говорил выдающийся микробиолог Луи Пастер (1822 — 1895).
Интуиция необходима и в общении с другими людьми. С помощью интуиции мы постигаем особенности личности другого человека, как бы непосредственно их усматривая, мгновенно обобщая.
Для того чтобы решить творческую задачу, человеку кроме развитого интуитивного мышления необходимо воображение.
Воображение преобразует накопленные представления, предвосхищая будущее, создает новые образы, которых вообще нет или еще нет, и побуждает человека к творчеству.
Конечно, воображение из стимула творчества иногда может превратиться в заместитель действия, переродиться в пустую мечтательность, которой некоторые люди отгораживаются от реальности и необходимости ее изменять. И воображение, и мышление в творчестве не только проявляются, но и развиваются.